Компьютеры и программы

23*2005 (приложение)
23/2005
5/2005
16/2005
32/2004

26/2004

18/2004
6/2004
35/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Тест

Matrox RT. X 100 Xtreme Pro

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ИНТЕРФЕЙС ПЛАТЫ ВИДЕОЗАХВАТА: PCI.

МИНИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Intel Pentium 4 2,2 ГГц или AMD Athlon 1500+, 512 Мб ОЗУ, Windows XP Home или Professional SP1, свободный PCI слот, видеокарта, DirectSound-совместимая звуковая карта, 2,5 Гб свободного дискового пространства для установки ПО, отдельный жесткий диск для хранения аудиовидеоданных, привод CD-ROM.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Intel Pentium 4 2,4 ГГц или AMD Athlon XP 2100+ и выше, Windows XP SP1, ОЗУ 512 Мб DDR RAM или RDRAM, графическая карта Matrox Millenium G550, P650, P750 или Parhelia, DV-1394 видеокамера или видеомагнитофон, дополнительный телевизионный монитор, дополнительный жесткий диск для поддержки функции, пишущий привод DVD, блок питания компьютера не ниже 300 Вт.

ПОДДЕРЖКА ВИДЕОФОРМАТОВ: ITU-R601 NTSC: 720x480 по 29,97 кадра/с, PAL/SECAM: 720x576 по 25 кадров/с с соотношением сторон кадра 4:3 и 16:9.

ВИДЕОКОДЕК REALTIME: захват — DV, DVCAM (NTSC 4:1:1, PAL 4:2:0), DVCPRO NTSC и PAL 4:1:1, MPEG-2 MP@ML IBP от 2 до 10 Мб/с; воспроизведение — DV, DVCAM (NTSC 4:1:1, PAL 4:2:0), DVCPRO NTSC и PAL 4:1:1; экспорт — DV, DVCAM (NTSC 4:1:1, PAL 4:2:0), DVCPRO NTSC и PAL 4:1:1, MPEG2 MP@ML IBP от 2 до 10 Мб/с.

РАЗЪЕМЫ ПЛАТЫ ВИДЕОЗАХВАТА: выносная коммутационная панель с разъемами входов и выходов S-Video (mini-DIN), композитного видео, правого и левого звуковых каналов (RCA). На задней планке платы расположен 6-пиновый разъем IEEE-1394, гнездо для подключения компьютерных колонок.

КОМПЛЕКТАЦИЯ: плата видеозахвата Matrox RT. X 100 Xtreme, выносная коммутационная панель для работы с аналоговыми устройствами, кабель FireWire (4pin-6pin) для подключения DV-устройств к плате, компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, подробное описание с дополнениями к свежайшей версии драйверов Matrox X. Tools. Программное обеспечение для монтажа: Adobe Premiere Pro, Adobe Audition, Adobe Encore DVD (в комплекте RT. X100 Xtreme Pro Collection дополнительно — Adobe After Effects).


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

КОММЕНТАРИИ К КОМПЛЕКТУ: компания Matrox не занимается разработкой собственных программ для нелинейного монтажа, а поэтому комплектует и оптимизирует свои платы под софт сторонних производителей. В последнее время можно отметить устойчивый интерес к продукции фирмы Adobe Systems Incorporated. Варианты комплектации платы видеозахвата Matrox RT. X 100 Xtreme различаются объемом наполнения продуктами от Adobe. В версии RT. X100 Xtreme Pro Collection присутствует весь спектр программного обеспечения, необходимого для создания полноценного видеофильма — самые свежие версии Adobe Premiere Pro, Adobe Audition, Adobe Encore DVD и Adobe After Effects. В комплекте RT. X100 Xtreme Pro Suite лишь отсутствует Adobe After Effects.

Аппаратная часть комплектов идентична и включает в себя помимо самой платы выносной коммутационный блок, к которому подсоединяется аналоговое оборудование и FireWire-кабель для подключения цифровых видеоустройств. Сама плата довольно большая, размером 22,6x12,7 см, толщиной 1,8 см (с учетом компонентов), с просторным двусторонним расположением элементов. Над самым большим процессором прикреплен небольшой дюралевый радиатор с вентилятором. Внутренних разъемов на плате нет. Так как Matrox RT. X 100 Xtreme не имеет встроенного звукового тракта, у выносного коммутационного блока имеются два дополнительных штекера (миниджек М3) для подключения к аудиоплате компьютера аналоговых звуковых входов и выходов. Качество исполнения как самого коммутационного блока, так DV-кабеля очень высокое. Коммутационный блок представляет собой небольшую литую плоскую треугольную коробочку черного цвета, на одной грани которой расположены в ряд видео- и аудиовходы, а на другой, соответственно, выходы. Из третьей стороны выходит толстый кабель, длиной 1,5 метра, на конце которого установлена 26-пиновая колодка типа D-sub, которая прикручивается к плате. Качество контактов исключает неожиданную раскоммутацию оборудования. Очень удачно подобран материал, из которого сделан коммутационный блок и кабель, — несмотря на толщину, кабель достаточно гибкий, не закручивается, свободно фиксируется в заданном положении. Сам блок довольно увесистый, а потому вся система стабильна и не имеет привычки к самостоятельным перемещениям по столу. При желании блок можно использовать как подставку под кофейную кружку — герметичность конструкции не вызывает сомнений. Двухметровый DV-кабель сделан из похожего материала, прочный и надежный, имеет на концах удлиненные армированные разъемы, качественное исполнение которых исключает неожиданные коммутационные неприятности. Нельзя не упомянуть о целой стопке подробнейшей документации, электронную копию которой всегда можно скачать с адреса http://www.matrox.com/video/ support/rtx100xtremepro/docs/home.cfm.

ИНТЕРФЕЙС: основной рабочей программой для Matrox RT. X 100 Xtreme является Adobe Premiere Pro 1.5, и именно под эту программу оптимизирован дополнительный софт Matrox X. Tools. После установки редактора, а потом и драйверов платы можно обнаружить некоторые дополнения в списке начальных пресетов формата проекта, также появляются новые закладки в меню видеоэффектов и переходов. Кроме этого дополнен список вариантов экспорта готового фильма. Естественно, практически во всех установках параметров видеопотока проекта используются кодеки от Matrox с тотальным контролем по их настройке. Окна настройки параметров предельно аскетичны, но вместе с тем профессионально информативны, загружаются заметно быстрее «родных» от Premier. Отдельно от Adobe Premiere Pro 1.5 есть только модуль видеозахвата, позволяющий работать с цифровыми источниками сигнала. Интерфейс его также прост, удобен и понятен, как и у встроенных модулей. Кнопки управления DV-устройством, небольшое окошко просмотра поступающего сигнала, список захваченных файлов с иконками кадров и с информацией о длительности фрагмента и тому подобное. Этим модулем можно захватывать не только изображение с ленты, но и «живую» картинку с камеры, а также отдельные кадры в формате TGA или Single-frame AVI.

Для ряда других программ, в том числе и под стандартный Windows Media Player, предусмотрена возможность вывода видеоизображения и графики в реальном времени на телевизионный монитор или по IEEE1394. Для этого надо установить соответствующий плагин, находящийся на диске с Matrox X. Tools.

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ: в новой своей инкарнации Matrox RT. X 100 Xtreme может работать с Adobe Premiere Pro 1.5 (и только), и при этом научился различать тонкости формата DVCPRO, совершенно свободно понимает AVI, созданные конкурентными системами от Canopus и Pinnacle, обрел пять новых фильтров и еще много чего по мелочи. Вообще говорить о функциональности Matrox надо исключительно в ключе Премьера — после всех подключений и настроек о «железе» забываешь полностью. Если это хорошее «железо»... Ведь любая современная программа для нелинейного монтажа прекрасно работает с простейшим контроллером IEEE1394, стоимостью в несколько долларов, и многие неискушенные пользователи не понимают, для кого выпускаются системы за тысячу долларов и выше. И лишь умудренные опытом монтажеры (как любители, так и профессионалы) все пристальней изучают устройства с магическими словами — «аппаратная поддержка MPEG», «два потока видео в реальном времени» и так далее. Ведь они знают, сколько приходится потратить времени, чтобы отстроить какой-либо сложный эффект или титры, как долго просчитывается весь фильм для сброса на ленту, часами ждут, пока готовый фильм перекодируется в MPEG2 для подготовки DVD-диска. Да и с надежностью у дешевых карточек бывают серьезные проблемы. А в условиях, к примеру, небольшой частной студии слишком долгая возня над проектом может оказаться фатальной. И несмотря на то что производительность процессоров растет, время просчета эффектов, переходов и титров все равно очень большое, на дисках требуется дополнительное место для просчитанных фрагментов и для файла с готовым фильмом. В профессиональных системах стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч долларов давно используются специальные процессоры, которые в реальном времени просчитывают эффекты и переходы между клипами, поддерживают титры и трехмерную графику. В последнее время появляется все больше недорогих систем и плат, аппаратно поддерживающих, пусть и с определенными ограничениями, функцию realtime, то есть возможность просчитывать на лету фильтры, титры, переходы между фрагментами и воспроизводить их и весь фильм с таймлайна видеоредактора без предварительного просчета. Аппаратные устройства, подобные Matrox RT. X 100 Xtreme, позволяют монтировать на обычном компьютере с удобством и надежностью, свойственным настоящим станциям нелинейного монтажа, что недостижимо с простецким no-name IEEE1394 контроллером. Но справедливости ради отметим, что на любой, даже самой дорогой плате есть FireWire-контроллер, у Matrox RT. X 100 Xtreme он собран на чипе от Texas Instruments. Помимо DV-контроллера в диспетчере устройств можно обнаружить целую закладку под названием Matrox Video, где перечислены главные достоинства платы — аппаратные и программные кодеки. Именно качество их работы прежде всего и интересует специалистов.

Прежде чем приступить к монтажу и ощутить все удобство аппаратного realtime, необходимо правильно сконфигурировать оборудование. Производители платы НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуют следующую конфигурацию дисков: на первом контроллере EIDE мастером должен быть системный диск, дополнительным диск для экспорта готовых фильмов, на втором котроллере мастеровой диск используется исключительно для хранения графики и аудиовидеофайлов, используемых в проекте, а на дополнительный канал вешается пишущий привод DVD. Естественно, что жесткие диски должны быть отформатированы под NTFS. Matrox также известен своими графическими картами, с которыми можно сконфигурировать двух- и даже трехмониторную систему, оптимизированную для работы с Matrox RT. X 100 Xtreme под Adobe Premiere Pro 1.5. Вообще в документации указывается правильная аппаратно-программная конфигурация, практически все выявленные проблемы с методами их устранения, поэтому для максимально плотного использования возможностей платы и избежания недоразумений необходимо ознакомиться со всеми книжками и брошюрками, вложенными в коробку с платой.

Монтаж фильма, как правило, начинается с захвата изображения от видеооборудования, подключенного к плате. Цифровой захват можно сделать отдельной утилитой, упоминавшейся выше, а также встроенным в Adobe Premiere Pro 1.5 модулем, который по возможностям практически не отличается от Matrox Media Tools. Есть поддержка Scene Detection по тайм-коду miniDV-ленты с нарезкой отдельных AVI-файлов. Звук и изображение пишутся вместе в один файл. Этим же встроенным стандартным модулем осуществляется и аналоговая оцифровка. Формат полученных файлов может быть одним их трех видов — либо абсолютно стандартный AVI с чистым Native DV, либо не менее стандартная, но слегка модифицированная матроксовским кодеком AVI или же видеопоток MPEG2 с расширением m2v с прилагающимся wav-файлом синхронного звука. Алгоритм MPEG-кодирования от Ligos Incorporated. При оцифровке аналогового сигнала можно отстроить сигнал с вещательным качеством, благо что все инженерные средства для этого имеются. Для тех, кто не знает, что такое вектороскоп и осциллограф и как ими пользоваться, в мануале есть подробнейшее описание и рекомендации по отстройке сигнала. Для удобства мониторинга окошки «приборов» можно растянуть на весь экран. При последующем монтаже любые действия, совершаемые с видеоизображением, немедленно выводятся по аналоговому выходу и, при предварительной активации, через IEEE 1394. Таким образом, чтобы увидеть качество действия какого-либо эффекта, титра или перехода, нет необходимости помещать его на таймлайн и просчитывать, картинку видно сразу не только в компьютерном мониторе, но и на экране телевизора (если он, конечно, подключен к аналоговому выходу коммутационного блока платы). Естественно, что содержимое окон монитора (как программного, так и окна исходников) также всегда передается на экран телевизора в реальном времени. Однако иногда в программном мониторе вместо картинки может появиться заставка Матрокса. Это значит, что этот фрагмент требует просчета. Для функции realtime у Matrox RT. X 100 Xtreme существуют свои ограничения и правила настройки. Заключаются они как в порядке размещении на таймлайне зафильтрованных клипов и количестве графических изображений, так и в последовательности применения эффектов и их количестве. Правила просты, и если пользователю необходим полностью реалтаймовский проект, их надо соблюдать неукоснительно. Во-первых, между двумя зафильтрованными AVI должен быть временной промежуток не менее двух секунд — техническое время загрузки и обработки эффекта аппаратной частью платы. Таким образом, если на таймлайне расположены встык фрагменты и к каждому из них применены фильтры, то каждый второй будет требовать просчета. К графическим файлам предъявляется требование иметь продолжительность не меньше секунды и быть количеством не больше четырех одновременно. Во-вторых, надо помнить, что выполнение функции realtime у одних эффектов возложено на ЦПУ компьютера, у других на процессор платы, а есть некоторое количество эффектов, которые вообще не поддерживают функцию realtime. Подробные тонкости настройки полностью описаны в мануале, но общее правило двухпотоковости таково — один ЦПУ эффект (цветовая коррекция, хрома- и люмакей, изменение скорости воспроизведения) плюс один эффект, аппаратно-ускоренный процессором от Matrox. Причем если к одному фрагменту назначено два эффекта, то эффект от Matrox должен завершать список. Места на таймлайн, требующие просчета, отмечены красной полоской на временной шкале (стандартный маркер Adobe Premiere). Практический опыт показывает, что есть некоторые эффекты или даже просто определенные установки аппаратно-поддерживаемых эффектов, приводящие к появлению красных полос и пропадающие иногда с установкой более быстрого ЦПУ. И наоборот, в некоторых случаях явное нарушение правил не ведет к появлению красных полос. Иногда включение постоянного вывода изображения через IEEE1394 может смутить функцию realtime. В общем, нужно быть очень внимательным в настройке Adobe Premiere и изучении свежих release note, и тогда количество красных полос стремится к нулю. Справедливости ради надо отметить, что красная полоса фатальна лишь при сбросе на ленту, показывая, что в этих местах будут пропуски кадров, но увидеть действие эффектов и переходов можно практически всегда.

Помимо функции realtime надо отметить другую аппаратно реализованную функцию — кодирование на лету в MPEG2. Явное проявление этой функции заметно при настройке функции захвата (при назначении MPEG-кодека) и при выборе Экспорта в реальном времени на диск. И ведь действительно, к примеру, 60-минутный фильм ровно через час превращается в два файла — в видеопоток с расширением m2v и звуковой wav-файл под тем же именем. Далее с помощью входящего в комплект поставки Adobe Encore DVD 1.5 можно делать DVD-авторинг.

Учитывая исключительно высокое качество практически всех эффектов и фильтров, производительность и надежность (насколько это возможно в среде Microsoft Windows), можно утверждать, что Matrox RT. X 100 Xtreme Pro полностью отвечает заявленным характеристикам. Конечно, в составе студий прямого эфира центральных телеканалов предпочтительно применять более серьезные решения, да и любителям, монтирующим один раз в год свой отпускной шедевр на прямых склейках, будет накладно иметь это устройство, поэтому основными потребителями могут быть небольшие видеостудии и увлеченные энтузиасты, ценящие свое время дороже тех денег, которые просят за комплект программ с Matrox RT. X 100 Xtreme Pro.

ЦЕНА: $1095—1495.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высочайшее качество видеоэффектов, тонкая настройка параметров оцифровки аналогового видеосигнала, ускоренный аппаратный просчет MPEG, удобный выносной коммутационный блок.

НЕДОСТАТКИ: некоторые ограничения в настройке функции realtime.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: Matrox RT. X 100 Xtreme будет особенно полезен тем, кому нужно монтировать много и быстро, кому необходима высококачественная обработка изображения, а также быстрая кодировка видео для подготовки DVD.


Где купить

Нет данных



Товары по теме

Платы видеомонтажа

Canopus DV Storm2 Pro
Canopus DVRaptor RT2 MAX
Matrox RT. X 100 Xtreme Pro
Matrox RT.X 10 Suite
Snazzi* DV AVIO Pro



Classified

Новая жизнь журнала Фото&Техника: Галерея, Выставки, Конкурсы, Техногид


 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на comp.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: