Компьютеры и программы

23*2005 (приложение)
23/2005
5/2005
16/2005
32/2004
26/2004
18/2004

6/2004

35/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта




  главная    содержание    форум    архив  

Экспертная оценка

6/2004

Мультимедийные аудиопрограммы

Властелин колец. Возвращение короля
Война и мир
Волшебник Изумрудного города
История России. XX век
Любимые герои; Лесная азбука; Путешествия и приключения; Сказки со всего света
Москва — Петушки
Похождения бравого солдата Швейка
Психология
Семь путешествий Трурля и Клапауция
Футурологический конгресс
Хрестоматия «Мертвые души» (поэма в сокращении)


В наш XXI век передовых технологий и сверхзвуковых скоростей времени на чтение книг не хватает, а так хочется быть в курсе последних новинок книжного рынка. Преимущества книг ясны даже детям. В список их достоинств теперь внесено еще одно уникальное свойство — они «заговорили»! Электронные CD-ROM издания — аудиокниги решительно заменяют толстые, тяжелые, пыльные и дорогие тома на книжных полках у современного человека.

Что такое аудиокнига? Производители аудиокниг в настоящее время используют для наименования выпускаемой продукции также такие термины, как «говорящая книга», «звуковая книга». По существу это дословное воспроизведение книги посредством художественного чтения.

Можно вспомнить старые времена: патефон, проигрыватель, катушечные аудиокниги, виниловые пластинки, любимые сказки... Ставишь пластинку, опускаешь звукосниматель с иголкой и после приятного шуршания в динамиках погружаешься в волшебный мир, созданный твоим воображением, под дивный голос чтеца. И сегодня такую возможность потребителям предлагает ряд компаний-издателей, выпускающих в свет аудиокниги в широком жанровом разнообразии. Правда, пластинку сменил компакт-диск, а иглу — лазерный луч.

В современной жизни мы привыкли к легкому и быстрому способу восприятия на слух (аудиальной форме информации). В редком автомобиле не увидишь магнитолы, наушники от переносных плееров в городском транспорте можно заметить на многих пассажирах не только подросткового возраста. Сберегая время и драгоценное зрение, теперь можно получать информацию самым простым, естественным и комфортным способом на грамотном и красивом родном языке посредством слуха. Ведь именно на слух младенец начинает постигать родной язык, заучивает любимые сказки и стихи.

Повсеместное распространение стремительно дешевеющих компьютеров, появление CD-плееров с поддержкой MP3, универсальный характер носителя CD-ROM сделали возможным массовый выпуск электронных компьютерных изданий, называемых «еКнигами» (e — от «electronical»), а также полностью мультимедийных (в т.ч. и с полностью озвученным текстом) «Говорящих еКниг».

Выходишь из дома, ставишь диск в MP3-плеер и по дороге до места назначения ублажаешь свой слух любимой литературой, пополняя при этом свой литературный багаж. Да что в дороге! Теперь «читают» литературу на цифровых носителях дома, на работе, занимаясь домашними хлопотами, спортом, управляя автомобилем, прогуливаясь вечером с любимым псом, лишь бы было под рукой устройство для воспроизведения.

Прослушивать данные диски можно на всех аппаратах, поддерживающих MP3 формат: практически любой персональный компьютер (достаточно системы на базе Pentium 133, оснащенной CD-дисководом и звуковой платой); большинство из современных DVD-плееров, CD-MP3 плееры (карманные с наушниками и аккумуляторами на 8—12 часов работы, переносные со встроенными динамиками; автомобильные), флэш-MP3 плееры, стационарные мини- и миди-системы с выносными колонками и др. Для консервативно настроенных любителей кассетных магнитол существует авангардное решение, совмещающее флэш-плеер и компакт-кассетную технику. По виду точная копия кассеты, но в такой флэш-плеер через USB порт компьютера можно «закачать» с компьютера аудиокнигу и слушать в обычной магнитоле. Остается только упомянуть о MP3-плеерах в сотовых телефонах. Загрузка через GPRS аудиокниг пока еще дороговата для потребителя, но с того же компьютера можно их переносить в «любимый мобильник» и прослушивать в толчее метрополитена через наушники.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Если быть предельно педантичным, то прототипом аудиокниг можно считать живых сказителей, декламаторов, рассказчиков древности и таким образом утверждать, что история аудиокниги гораздо древнее, чем история книг традиционных, поскольку понятия «говорящая книга», «говорящее письмо» и т.п. существовали задолго до изобретения письменности.

Но официальным днем рождения «говорящей книги» можно объявить начало XX века, когда знаменитый Эдисон произвел первую запись литературного произведения (стихотворения «У Мэри был барашек...») на аудионоситель (восковой валик фонографа). Этот предмет уже полностью отвечал своему назначению — хранил информацию, воспроизводил ее в нужный момент (независимо от человека и достаточно объективно), позволял тиражировать эту информацию в больших количествах по приемлемой цене.

С этого момента «говорящая книга» сменила целый калейдоскоп носителей: графит, шеллак, целлулоид, винил, ферромагнитные покрытия... Заметной вехой в истории развития аудиокниг стала магнитная лента — сначала рулоны, на которые можно было писать в «голосовом» режиме уже десятки часов текста, а затем появившиеся компакт-кассеты (конец шестидесятых годов XX века), позволившие создавать вполне современные альбомчики «говорящих книг» размером с традиционный книжный блок. Наибольшее распространение в это время получили аудиопостановки, детские спектакли, эстрадные выступления юмористов, а также стихи и литературные чтения классики.

И наконец, столетие завершилось воцарением компакт-диска — круглого кусочка пластика диаметром 11 см и весом меньше 30 г. Кстати, пятитысячелетняя эволюция носителя традиционной книги прошла путь от каменных скрижалей, керамики и папируса, давно остановившись на привычной ныне бумаге. Компакт-диск, сменивший магнитные носители в наступившем «веке мультимедиа», завершил на данном этапе эволюционный путь «говорящих книг», позволив помещать в один «jewel-box» несколько толстых книжных томов вместе с электронной версией печатного текста и полноцветными (а иногда и анимированными) иллюстрациями.

Содержательно «говорящие еКниги» давно вышли за рамки реабилитационных (первоначально они применялись для незрячих и слабовидящих людей) или развлекательных средств. Теперь это не только спектакли и постановки, но и полноправные учебники и монографии, развивающие детские издания, тренинги, тренажеры, аналитические обзоры, периодика, ну и, конечно, полные версии литературных произведений.

ПРЕИМУЩЕСТВА АУДИОКНИГ

Аудиокниги прежде всего предлагают решения, недостижимые другими способами. В самом деле, читать бумажную книгу за рулем, на ходу, в процессе выполнения какой-либо механической работы просто невозможно, в битком набитом городском транспорте или трясущейся электричке это тоже удовольствие небольшое, да и глаза жалко — и так больше половины населения имеет испорченное зрение.

Какая экономия времени получается, когда нужная информация просто поступает в уши, безо всяких усилий по ее восприятию. Отсутствие видеоряда зачастую очень помогает: не гипнотизирует мелькающий телеэкран, зрительный канал человека освобождается для собственных ассоциаций — мышление развивается, память улучшается.

Цена же аудиокниги в новом формате заметно ниже, чем печатного тома. Причем электронные носители настолько стремительно падают в цене и улучшают параметры, что уже сейчас весь объем какого-нибудь огромного книжного шкафа (свыше 5000 книг общим весом 1,5 тонны и стоимостью полмиллиона рублей) может уместиться на одном DVD-диске (емкостью свыше 20 гигабайт, весом те же 30 г, стоимостью не больше 600 руб.), где вместе с цветными иллюстрациями будут еще и полные звуковые версии всех текстов. Даже если к его цене приплюсовать стоимость компьютера-ноутбука для воспроизведения, то экономия составит больше половины суммы (чего хватит еще примерно на 1000 таких же дисков). И хранить компакт-диск легче — места не занимает, не пылит, аллергию не вызывает, от влаги не портится.

ЗАПИСАНО ЛАЗЕРНЫМ ЛУЧОМ

Технология записи аудиокнижек довольна проста. Диски чаще всего записаны в сжатом звуковом формате MP3 (MPEG Audio Layer III), что позволяет записывать на один компакт-диск в среднем до 10 часов материала с качеством звука, аналогичном стандартному Аudio CD. При некоторой потере тембрального богатства звучания на одном компакт-диске умещается до 30 часов звука в формате MP3 (с большим сжатием).

Алгоритм кодирования позволяет «сжимать» исходный материал во много раз, в зависимости от требуемого качества выходной информации. Определяющим параметром кодирования является плотность потока данных (bitrate). Различные значения битрейта позволяют варьировать получаемое качество звука от минимального, сравнимого со звуком в телефонной линии (8 кбит/с 11,025 кГц), до уровня аналогичного CD Audio (320 кбит/с 44,1 кГц). Наиболее распространенным является кодирование 128 кбит/с из-за оптимального соотношения «объем информации — качество звучания» для голоса, хотя для музыки лучше использовать битрейт, начиная от 160 кбит/с и выше.

Запись дисков производится в профессиональной студии. Садятся в записывающей студии люди и читают в микрофоны по ролям книгу. Главным здесь является кастинг актеров, которых подбирают специально под каждую книгу, проверяя, насколько голос и манера чтения соответствует выбранному произведению. В качестве фона, как правило, используется легкая музыка. Далее оцифровка, чистка и запись всего этого на компакт-диск. К работе над проектом привлекаются опытные режиссеры, которые следят в студии за каждым словом, буквой и интонацией читающего, регулируют подачу, динамику чтения и правильную фонетику русской речи.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДПОРОГОВОЙ ЗВУКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Стихийно и неосознанно использование аудиозаписей для облегчения учебы практиковалось издавна, с тех пор, как портативные кассетные магнитофоны смогли питаться от батареек. Так здорово было прогуливать лекции, зная, что сможешь переписать их у приятеля перед сессией, а заодно и «проглотишь» их в интенсивном режиме за день-два перед зачетом.

Теперь же «говорящие учебники» содержат не просто запись лекций (со всеми затяжками, отвлечениями, диспутами, гвалтом и кашлем) — фонограмма «вылизанного» учебного курса специально адаптируется для восприятия «на слух» и по темпу изложения материала, и по ритму, и по тембру голоса диктора. Необходимую по ходу лекции визуальную информацию можно просмотреть на компьютерном экране или распечатать сжатый конспект на принтере. А еще в акустический ряд новых «говорящих учебников» может быть встроено средство, которое, по замыслу создателей, должно помочь учиться даже отъявленным лодырям и балбесам.

Аббревиатура этой новой и весьма перспективной технологии случайно совпала со знакомыми всем владельцам сотовых телефонов буквами «SMS». (Просто родилась технология в США, и названа была впервые на английском — «Subliminal Messages Stimulation» — «стимуляция подпороговыми сообщениями».)

По утверждению создателей, метод передачи скрытых звуковых сообщений позволяет управлять вниманием, памятью и эмоциональным состоянием человека, влияя на бессознательное восприятие фонограммы или текста совершенно незаметно для пользователя. Две внешне неразличимые аудиозаписи или два абсолютно одинаковых на взгляд текста могут обладать диаметрально противоположным воздействием на слушателя или читателя, если они подготовлены с применением психотехнологии подпороговой коммуникации (subliminal communication).

Идея технологии «SMS» очень проста: человек никогда не осознает и как бы «не замечает» слабых информационных сигналов, окружающих его в изобилии (как акустических, так и визуальных, тактильных, запаховых), выделяя из фона лишь наиболее мощные из них (или наиболее личностно значимые в этот момент). Как правило, стратегия такого избирательного восприятия себя оправдывает, ограждая психику от ненужных перегрузок, поскольку окружающий фон хаотичен и чаще всего постоянен. Целенаправленное сосредоточение помогает сознанию удерживать в поле внимания что-то одно, еще больше «сужая» фильтр восприятия. Но если слабый фон из хаотичного станет организованным (например, фоновая музыка в супермаркете), то психика воспримет этот поток воздействия и отреагирует на него эмоционально, физиологически, бессознательно. Для случая в супермаркете — приятные эмоции от музыки преобразуются в комфортные ощущения от покупаемых товаров.

Разработчики утверждают, что таким образом можно помочь мозгу «подправить» режим, в котором он уже работает. Мозг человека вместе со своими сенсорами-органами чувств — чрезвычайно чувствительная и прекрасно самонастраивающаяся система.

Встроенные в основной материал сигналы, воздействие которых ниже порога сознательного восприятия, обладают свойством воздействовать исключительно на подсознание. Они могут влиять на эмоциональную окраску материала; способствовать усвоению ключевых мыслей и образов; завоевывать или ослаблять доверие; воздействовать на мотивацию и принятие решений; ослаблять стрессы и фобии; корректировать поведение человека.

Не вдаваясь в подробное описание психотехнологий, можно кратко описать механизм их действия в «говорящих учебниках» так.

На слышимые звуковые частоты учебной фонограммы («несущие») накладывается (амплитудным или частотно-фазовым методом) пакет слабых («подпороговых») сигналов широкого спектра (и звукового, и дозвукового диапазона) и самого разного характера (семантические ключевые слова-команды, например, «ВНИМАНИЕ», эталонно-частотные и др.). Если характер этих сигналов не противоречит текущему режиму работы мозга (например, активная работа или спокойный сон), то они вызывают своеобразный «резонанс», облегчая мозгу поддержание «рабочего» режима, а также повышая эффективность его работы за счет соответствия акустических частот биоритмам мозга.

Прим. ред.: данные технологии, среди которых лучше всего изучен эффект бинаурального воздействия, до сих пор не гарантируют однозначного влияния на человека из-за индивидуальных особенностей. Кроме того, хотя и крайне редко, но бывают отрицательные воздействия при попытках воздействия на мозг (так людям, страдающим эпилепсией, не рекомендуют долго работать за компьютером и тем более использовать программы, использующие цветовые и звуковые резонансы с частотами мозга). Так что 100% гарантии, что эти методы подействуют на вас, мы дать не можем. Отметим также необходимость контроля при использовании таких методических дисков детьми.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

другие товары рубрики

Полезные утилиты
Русские бесплатные почтовые сервисы
Редакторы WEB-страниц
Виртуальные биржевые терминалы



Classified

Новая жизнь журнала Фото&Техника: Галерея, Выставки, Конкурсы, Техногид


 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на comp.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: