Компьютеры и программы

23*2005 (приложение)
23/2005
5/2005
16/2005

32/2004

26/2004
18/2004
6/2004
35/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта




  главная    содержание    форум    архив  

Экспертная оценка

32/2004

Катриджи для струйных принтеров

КОМПЛЕКТ КАРТРИДЖЕЙ GoodWill
КОМПЛЕКТ КАРТРИДЖЕЙ Lomond
КОМПЛЕКТ КАРТРИДЖЕЙ LOMOND
КОМПЛЕКТ КАРТРИДЖЕЙ SALUTE


Такое определение как нельзя лучше подходит к струйному принтеру — его душа действительно в чернилах. Большинство струйных фотопринтеров сами по себе стоят дешево, если вычесть из их стоимости цену комплекта оригинальных картриджей. Принтер мы покупаем однажды, а расходные материалы постоянно. Вот и идет на рынке борьба за «улавливание чернильных душ» принтеров — сторонние производители делают картриджи, стоящие на 30–50% дешевле оригинальных. Имеются и «левые» (т. е. имеющие все признаки оригинального, но по качеству таковыми не являющиеся) картриджи. Другие производители не обременяют себя заботами о корпусах и дюзах картриджей и производят чернила во флаконах или сразу в шприцах, с помощью которых «душа» впрыскивается в израсходованный старый картридж или чернильницу. Такие наборы (в расчете на одну заправку) стоят 15—50% от стоимости оригинального картриджа. Прежде чем приступить к тестированию картриджей и чернил сторонних производителей, изложим реальные и мнимые противопоказания пользования такими расходными материалами.1. Этого делать «категорически нельзя», как заявляют в своих гарантийных обязательствах производители принтеров. Всякий нарушивший «закон» лишается гарантии и права на платный ремонт принтера в службе сервиса. Такое заявление само по себе нарушает антимонопольное законодательство, поэтому никаких мер уголовного или гражданского преследования (как, например, за использование нелицензионного ПО) к потребителю применить нельзя. Все, что может себе позволить производитель, это «повернуться спиной» к «своекорыстному» пользователю.2. По конструкции носители чернил делятся на собственно картриджи, имеющие дюзы, и на чернильницы, подающие чернила к печатной головке. Первые имеют ресурс, рассчитанный на их разовое использование, после которого они могут печатать с худшим разрешением, засоряться, проливать чернила, в целом терять свойства, заявленные в спецификации. Сторонние производители чернил утверждают, что в зависимости от везения оригинальный картридж без потерь переносит три и больше перезаправок, а потом начинает сдавать.3. Допустим, что вы нашли в себе силы пренебречь вышесказанными предупреждениями. Тогда остается действительно страшное — разрешение, цвет и градации ваших отпечатков могут измениться. Это можно пережить при распечатке документов, но при печати фотографий необходима уверенность в надлежащем качестве.

Все это мы и решили проверить на примере картриджей Epson T007 и T008, используемых во многих моделях фотопринтеров Epson Stylus Photo и, в частности, в модели 790 (потерявшей гарантию задолго до описываемых событий). Корпорация Seiko-Epson противопоставила «пиратам» заслон в виде микрочипа, вмонтированного в каждый картридж и несущий в себе «виртуальный» уровень чернил. Если он обнулился, то заставить принтер работать невозможно, пусть даже свежие чернила в его «душе» хлещут через край.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Состояли в проверке утверждений инструкции и построения графиков цветопередачи и цветового охвата разных чернил. Первая часть испытаний прошла почти успешно. По крайней мере драйвер Epson не «вставал на дыбы» при предъявлении ему картриджей сторонних производителей, но все же требовал подтверждения того, что картридж неоригинальный. Заминка произошла после всей процедуры опознания, очистки дюз и калибровки печатной головки. Первый и второй отпечаток шкалы вышли из принтера с «провалами» нанесения голубых чернил. Возможно, если подождать полчаса, то чернила «своим ходом» просочились бы к печатной головке.

Потребовалась двукратная процедура очистки дюз для получения нормального отпечатка. С другими комплектами картриджей и чернилами, залитыми в фирменные картриджи Epson, такого не произошло, и отпечатки сразу же показали приемлемую градационную и цветовую передачу.

Тестирование фотографических свойств картриджей и чернил требует предварительных объяснений основ колориметрии и фотографической сенситометрии.

Одинаковое ощущение цвета можно создать разным набором всего трех первичных излучений: синего, зеленого и красного. Такие цвета называются метамерными, т. е. равными по цвету, но различными по спектральному составу. Остается лишь записать соотношение интенсивностей первичных цветов в значениях RGB, и готова спецификация данного цвета. Однако для воспроизводимости результатов измерения нужны данные о спектральном составе самих первичных цветов, различных у разных исследователей.

Дальнейшее развитие колориметрии как науки обогатилась двумя математически корректными положениями: о стандартном наблюдателе (т. е. стандартных спектральных характеристиках первичных излучений) и о линейной трансформации цветовых пространств. Доказано, что значения цвета, полученные в колориметре одного типа, могут быть методами линейной алгебры достаточно точно пересчитаны в значения цвета, полученные в другом колориметре и даже в значения цвета гипотетического стандартного наблюдателя. Гипотетическими эти цвета названы потому, что не могут быть реализованы. Когда мы ищем метамерный цвет для узкополосного монохроматического излучения, то, для того чтобы визуально уравнять обе половинки поля сравнения колориметра, приходится «разбавлять» чистый цвет образца с помощью одного из первичных цветов, т. е. использовать отрицательное значение яркости, чего в природе не может быть. Таким образом, воспроизведение всевозможных цветов спектра от 380 до 700 нм определяется т. н. «кривыми сложения», имеющими как положительные, так и отрицательные части. Некоторые из цветов можно измерить, но нельзя воспроизвести. Поскольку невозможно воспроизводить отрицательные значения первичных излучений, то само цветовое пространство (локус) было пересчитано под всюдуположительные кривые сложения, образующие хорошо знакомый график цветового охвата в виде треугольника со скругленной верхней вершиной, иногда называемый «копытом». Такое пространство называется «xyY» и позволяет представить цветовой охват некоторого процесса цветовоспроизведения координатами крайних точек чистых цветов максимальной яркости: красного, зеленого и синего. Чем шире цветовой охват, тем сильнее его границы приближаются к границам полного цветового охвата зрения, и тем больше площадь внутри его периметра. График «xyY» представляет собой сечение тела цветового охвата в области средней яркости. При малой яркости тело цветового охвата стягивается в линию сумеречного зрения (где практически нет различия в цвете), то же происходит и при чрезмерных яркостях, приводящих к ослеплению. В стандартах МОК каждый набор красителей субтрактивного синтеза измеряется и наносится на стандартный график цветового охвата в виде кривых чистых красителей и их бинарной смеси в максимальной концентрации. Эти шесть точек и образуют неправильный шестиугольник цветового охвата субтрактивного синтеза с центром, расположенным в точке цветности источника, освещающего испытуемый образец. В приводимых графиках цветового охвата дополнительно даны еще три промежуточные концентрации красителей, позволяющие судить о линейности и пропорциональности нанесения красителей.

МОК стандартизовал и ряд источников света: солнечный свет, солнечный свет в облачный день, лампа накаливания, люминесцентная лампа и некоторые другие. В зависимости от освещения цветовой охват субтрактивного синтеза смещается на графике цветности, что хорошо известно из практики фотографии и на бытовом уровне, когда одежда и макияж меняют свои оттенки при переходе с улицы в помещение, освещаемое «лампами дневного света». Пока мы говорим об измерении и воспроизведении некоторого малонасыщенного цвета, проблем не возникает, но, когда надо воспроизвести всю палитру цветов, то возникают искажения, хорошо заметные даже неподготовленным наблюдателем. В зависимости от типа и даже марки монитора спектральный состав его первичных цветов RGB меняется, а следовательно, и цветовой охват может существенно отличатся, поэтому необходима дополнительная линейная и нелинейная трансформация цветового пространства. Типичная, или среднестатистическая, настройка таких преобразований выполняется при установке драйвера видеоадаптера и монитора. Цветопередачу изображения на экране и в отпечатке можно трансформировать с помощью профилей (файлы с расширением *. icm и *. icc), в которых в цифровой форме содержатся таблицы пересчета цветового пространства (охвата) в соответствии с международными стандартами и рекомендациями производителя. Фотопринтер также имеет дополнительные настройки в зависимости от типа используемой фотобумаги (глянцевая, матовая, прозрачная пленка и т. д.), а некоторые производители фотобумаги распространяют собственные профили для своих бумаг, компенсирующие малейшие отличия в цвете и градациях по сравнению с оригинальными бумагами от производителя фотопринтера. Имеется два способа колориметрической оценки и настройки цифровых устройств ввода-вывода изображений. Первый из них, часто используемый — визуальная, или колористическая настройка (без окончания «метрическая», т. к. в ней нет измерений). Несмотря на субъективизм, многие программы и драйверы успешно используют основной инструмент колориметрии — поле сравнения, позволяя с помощью настроек добиваться на экране монитора исчезновения границы между двумя полуполями, что и соответствует оптимальной настройке монитора, видеоадаптера, сканера или принтера, в той степени, в которой глаз настройщика в состоянии различать мельчайшие изменения градаций и цвета.

Второй метод — инструментальная оценка с помощью воспроизводимых измерений цифровых фотографий тест-шкалы. Приводимые на графиках цветового охвата результаты позволяют проводить сравнение цветовых характеристик цифровых систем в сопоставимых стандартизованных единицах измерения, исключая субъективную погрешность.

Третий метод измерений при тестировании — построение кривых воспроизведения серой и шести цветных шкал в размерности RGB – дает представление о диапазоне и линейности представления цветов в распечатке (фотографии) в сравнении с идеальной шкалой. При идеальной цветопередаче все кривые должны были бы слиться в одну прямую линию, пересекающую графики по диагонали, чего, к сожалению, не происходит. Особо важное значение имеет правильная передача «серой» (ахроматической) шкалы, т. к. при печати черно-белых фотографий малейший разбаланс вызовет заметные цветовые искажения там, где их по определению быть не должно.

Нижний график характеризует резкость отпечатка по вертикали и горизонтали, показывая падение контраста в области высоких пространственных частот.

Анализируя графики, можно обнаружить, что сторонние картриджи имеют разброс градационных и цветовых характеристик, могущих вызвать цветовой разбаланс изображения. Особо заметны эти искажения при воспроизведении красной и синей шкал. Они могут быть обусловлены не только несколько иным спектральным составом чернил, но и свойствами используемой фотобумаги. Похожие искажения, но в меньшей степени, присущи и оригинальному комплекту картриджей, что и явилось причиной введения в последние модели фотопринтеров Canon и Epson дополнительных картриджей с синими, красными и зелеными чернилами. Цветопередачу картриджей сторонних производителей можно улучшить (линеаризовать и сбалансировать по контрасту), проводя печать с применением цветовых профилей в пользовательском режиме с управлением цветом по профилям ICM). Компания Lomond бесплатно предоставляет такие файлы цветовых профилей (. icm) для своих чернил (www. lomond. ru); для чернил других сторонних производителей профили придется создавать самостоятельно, например, с применением технологии ColorVision (см. врезку). Однако следует учитывать, что ни цветовые профили, ни другие настройки графического редактора (контраст, цветовая насыщенность) не в состоянии увеличить цветовой охват (представленный на графиках цветового охвата).

ОБЩИЕ ИТОГИ

Протестированные в статье образцы — малая часть имеющегося на российском рынке ассортимента картриджей и чернил, выпускаемых сторонними производителями практически для всех моделей фотопринтеров. Сложно давать рекомендации по применению конкретных расходных материалов сторонних производителей, но общие итоги тестирования мы все же подведем, с оглядкой на приведенные в начале статьи «страшилки».1. Сторонние картриджи и чернила вполне работоспособны в фотопринтерах и позволяют сократить затраты в обмен на некоторое, в большинстве случаев неразличимое глазом, снижение качества печати. Данное утверждение относится исключительно к протестированным расходным материалам. Анонимные, а тем более контрафактные картриджи могут иметь свойства, полностью непригодные для фотопечати.2. Долговечность в плане выцветания и других характеристик сторонних расходных материалов не приводится производителем, в отличие от производителей оригинальных чернил.3. Использование наборов чернил, особенно во флаконах большого объема, дает больший экономический эффект, но требует больше времени на перезаправку и отмывание рук и сантехники. К тому же не исключает ошибки «цветосмешения», приводящей к негодности картриджа.



Александр БЕРКЕНГЕЙМ.

Благодарим за предоставленные на тест картриджи компании Lintek,
Lomond, Salute и компанию «Терем» за предоставленное для теста оборудование.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

другие товары рубрики

Лазерные принтеры
Цифровые фотоаппараты
MP3-плееры
TFT-LCD мониторы
Видеопроекторы
TFT-LCD мониторы 19"
Сетевые фильтры
Акустические системы 5.1
Термосублимационные принтеры
Устройства беспроводного доступа



Classified

Новая жизнь журнала Фото&Техника: Галерея, Выставки, Конкурсы, Техногид


 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на comp.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: