Компьютеры и программы

23*2005 (приложение)
23/2005

5/2005

16/2005
32/2004
26/2004
18/2004
6/2004
35/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта




  главная    содержание    форум    архив  

Тест

5/2005

Бумага для струйной печати

Epson Matte Paper Heavyweight
Epson Photo Quality
Epson Premium Glossy
Epson Premium Semigloss
Iceberg Photo Diamond
Kodak Ultima Picture Paper Ultraglossy
Lomond PREMIUM Photo Paper «Полуглянец»
Lomond PREMIUM Photo Paper «Сатин»
Lomond PREMIUM Photo Paper «Суперглянец»
ОБЫЧНАЯ ПИСЧАЯ БУМАГА, 90 г/м2
Славич Принт Матовая
СПБФ Гознака BETANKYR Матовая


Напомним задачу испытаний и методы, подробно рассмотренные в предыдущих выпусках. Они реализованы с помощью приложения для измерений и тест-кадра, содержащего реальное фотоизображение с широким диапазоном цветов, миру и виртуальную цветную тест-таблицу, охватывающую весь 24-битный цветовой диапазон компьютера.

При запуске приложения правильность работы можно проверить, измерив шкалы и миры. Если распечатанную шкалу измерить и ввести в компьютер, то можно измерить погрешности отпечатка по сравнению с оригиналом. В идеальном случае графики тонопередачи должны дать прямую, идущую из начала координат под углом 45 градусов. Первая неустранимая погрешность — изначальная цветность самой бумаги, не дотягивающая до величины в 255 RGB (абсолютно белый цвет) и передача темных (близких к черному) цветов, что влечет за собой сужение динамического диапазона яркостей. Есть и другая погрешность, обусловленная разными принципами построения цветного изображения на экране монитора (аддитивный синтез) и на бумаге (субтрактивный синтез). И если можно создать виртуальное пурпурное изображение, никак не связанное с синей и красной составляющей, то печать на бумаге пурпурным красителем имеет «хвосты» спектрального поглощения, попадающие в красную и синюю зоны, что сужает цветовой охват по сравнению с теоретическим (см. рис. 2). Эти отличия хорошо видны на графиках цветового охвата, характеризующего не только свойства фотобумаг, но и свойства самого принтера. Наблюдаемая на некоторых графиках ломаность кривых вызвана неравномерностью нанесения чернил. Для оценки такой неравномерности в левом верхнем углу даны графики среднеквадратичного отклонения отсчетов от среднего значения (ясно, что неравномерность окраски виртуальных полей отсутствует, и его среднеквадратичное отклонение равно нулю). Чем выше среднеквадратичное отклонение, тем неравномернее наносятся чернила на бумагу, и тем заметнее флуктуация яркости на равномерно окрашенном поле.

Для оценки разрешающей способности в кадр введены миры с горизонтальным и вертикальным расположением (продольное и поперечное) линий переменной ширины, которые позволяют определить фактическое разрешение при печати. Это достигается измерением перепадов яркости темных и светлых полос, которые в виртуальной мире составляют 255 RGB и не зависят от пространственной частоты. Тут мы сталкиваемся с похожими, но далеко не тождественными понятиями теории фотографического процесса. Наиболее простое из них — разрешение, т.е. значение пространственной частоты, при котором под микроскопом еще можно отличить черный штрих от белого. Применительно к принтерам под разрешением понимают расчетную пространственную частоту нанесения микрокапель чернил, без учета того, что капли могут на бумаге расплываться и сливаться, а также того, что не бывает идеального перемещения каретки и бумаги. Поэтому более точное представление о разрешении дает «разрешающая способность» процесса, показывающая совокупное разрешение принтера и применяемой бумаги. Но и она не дает точной характеристики процесса, поскольку оригиналом является мира абсолютного контраста с перепадом яркости между штрихами в 255 RGB.

В практике фотографии редко встречаются объекты с таким перепадом яркости, а значит, разрешение (т.е. возможность различать линии) малоконтрастного объекта будет значительно хуже, чем разрешение, определенное с помощью миры абсолютного контраста. Наиболее правильную оценку дает контрастно-частотная характеристика, показывающая во сколько раз падает контраст мелких деталей изображения по сравнению с крупными. В конечном итоге все перечисленные понятия характеризуются визуальной резкостью или четкостью изображения, однако исторически так сложилось, что производителю выгодно приводить в спецификации самое большое значение, соответствующее понятию «разрешение». Более того, для рассматривания фотоотпечатка невооруженным глазом вполне достаточно разрешения (разрешающей способности, частотно-контрастной характеристики), обрывающегося на пространственной частоте 6 линий/мм (300 dpi).

 

ТЕСТИРОВАНИЕ

Распечатка эталонной шкалы проводилась на фотопринтере Epson Stylus Photo R800 при разрешении 1400-5670 dpi (в зависимости от выбранного типа бумаги). Не исключая того, что ручная настройка разрешения и цветокоррекция смогли бы улучшить качество отпечатка, мы свели настройку лишь к указанию типа фотобумаги (глянцевая, матовая, полуглянцевая) для исключения из оценки субъективного фактора.

Видно, что максимальная насыщенность увеличивает цветовой охват, но при этом пропадают градации в «тенях» и увеличивается разбалансировка серой шкалы. В результате для тестовой печати был выбран режим «Насыщенный» (средний между максимальной насыщенностью и стандартным режимом), для того чтобы подчеркнуть различия в цветовом охвате. Мы исходили из того, что фотолюбителю предпочтительнее получать яркие насыщенные цвета, чем добиваться идеального воспроизведения нейтральных тонов. Хотя такую возможность у него никто не отнимает — для этого достаточно перейти в режим черно-белой печати либо снизить насыщенность цвета. На графике тонопередачи серой шкалы видно почти идеальное согласование градаций в красной, зеленой и синей зоне спектра. Это же подтверждает и график цветового охвата, на котором он практически стянут в точку. Тесты на разрешение печатались в трех форматах: 80, 40 и 20 мм по ширине (что обеспечило пространственную частоту в 5, 10 и 20 линий/мм соответственно), однако даже в лучших образцах фотобумаг контраст на частоте 14 линий/мм (700 dpi) едва достигал 25% от номинального, а сама сканнограмма имела ярко выраженный муар. Учитывая, что сканер также может являться источником систематической погрешности, сканирование отпечатков проводилось на одном и том же сканере Epson Perfection 1670, настроенном по умолчанию (default) на разрешение 800 dpi. Как показала проверка, сканирование с разрешением 1600 dpi никак не увеличивает контраст на высоких пространственных частотах.

Замеры и расчет цветности с помощью сканера могут не совпадать с показаниями стандартизованного колориметра, поэтому возможна некоторая (но одинаковая для всех образцов) систематическая погрешность в сравнении с графиками цветового охвата, приводимого производителями. Калибровка сканера проводилась с использованием спектрометра xRite. Монитор и принтер калибровались с помощью устройств Panton.

Таким образом, все различия фотобумаг нашли свое отражение в графиках, показывающих расхождение отпечатка от цифрового виртуального оригинала при заводских настройках драйверов (за исключением типа фотобумаги). Тестирование бумаг имеет и терминологическую специфику. Вставляя, например, бумагу, выпущенную корпорацией Epson, в фотопринтер Epson, вы можете быть твердо уверены в том, что найдете ее название в раскрывающемся списке бумаг. Фотобумаги сторонних производителей зачастую имеют другое английское или русское название, которое трудно сопоставить со списком присутствующих в драйвере названий, например, фотобумага Kodak Ultima Picture Paper Ultra Glossy (что примерно должно переводиться как «суперглянцевая») не имеет аналога в драйвере принтера, и правильный отпечаток на ней должен получаться при установке на Premium Glossy или Glossy. При печати на матовых фотобумагах выбор правильного названия бумаги затруднен еще больше, т.к. драйвер «признает» только один ее вид — Matt Heavyweight (полукартон), независимо от плотности. Также возникают трудности при определении лицевой стороны матовой бумаги. Ряд производителей наносят на обратную сторону водяные знаки, решающие проблему, но делают так далеко не все.

Начнем тесты с обычной офисной бумаги для документов и фотобумаг, выпускаемых производителем принтера (корпорация Seiko-Epson). Результаты этих тестов должны дать реперные точки, между которыми предположительно и будут лежать свойства бумаг, выпускаемых сторонними производителями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение художественной фотографии или репродукции живописного произведения невозможно без тщательного выбора всех составляющих процесса, начиная от выбора фотокамеры, аксессуаров, техники съемки и до получения отпечатка на бумаге. Последняя стадия включает в себя наряду с выбором модели струйного принтера массу параметров настройки. В свою очередь, выбор определенного производителя и сорта фотобумаги определяется не только и не столько ее стоимостью, сколько дальнейшим назначением фотографии и художественными предпочтениями фотографа, его умением тщательно настроить процесс печати именно под данную модель фотопринтера и данный сорт бумаги. В этом мы возвращаемся к истокам возникновения фотографии как к виду искусства, где каждая стадия получения изображения должна быть озарена талантом. В утешение начинающим фотолюбителям следует отметить, что т.н. «стандартное качество» достижимо на всех испытанных типах фотобумаг при печати «по умолчанию», причем большинство драйверов и программ наделены способностью улучшать качество печати без специальных на то указаний пользователя. Однако их «интеллектуальная мощь» может давать сбои при печати кадров, цветовое решение которых не следует изменять, поскольку они такими и были задуманы. Все вместе повторяет технику и искусство коррекции отпечатков на светочувствительной бумаге с той лишь разницей, что происходит на свету и требует значительно меньше времени.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

Дополнительные данные

График, полученные при тестировании

другие товары рубрики

TFT-LCD мониторы свыше 20 дюймов
Цифровые фотоаппараты
Акустические колонки 2,0
TFT-LCD мониторы 15 дюймов
Многофункционалы
Видеопроекторы
Мыши
Струйные принтеры формата А4
mp3-плееры



Classified

Новая жизнь журнала Фото&Техника: Галерея, Выставки, Конкурсы, Техногид


 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на comp.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: