Компьютеры и программы

23*2005 (приложение)
23/2005
5/2005
16/2005
32/2004
26/2004

18/2004

6/2004
35/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Цветик-восьмицветик

Два крупнейших производителя струйных принтеров — корпорация Canon и корпорация Seiko-Epson — начали выпуск принципиально новых фотопринтеров, в которые введены еще две чернильницы (итого их стало восемь). В связи с тем, что такая технология реализована в нескольких моделях фотопринтеров, в данной статье рассмотрен лишь сам принцип новых технологий. Обратимся к теории цветовоспроизведения, которая гласит, что достоверная цветопередача может быть достигнута с помощью трех первичных цветов: красного, зеленого и синего излучения при аддитивном синтезе (что происходит на экране монитора), или голубого, пурпурного и желтого красителей (что происходит, например, в цветной фотопленке). Раз так, то напрашивается вопрос, а зачем нужны шесть, а теперь уже восемь цветов в фотопринтере? Ответить на него не просто, ведь существует целый класс термосублимационных фотопринтеров, в которых изображение образуется всего тремя пигментами: голубым, пурпурным и желтым (так же, как и на цветной светочувствительной фотобумаге). Более того, некоторые компактные струйные фотопринтеры компаний Hewlett-Packard и Lexmark также печатают фотографии с помощью картриджа, имеющего те же три цвета. Но в них уже есть отклонение от классической теории — печать черно-белых фотографий следует вести с помощью черного или серого картриджа. Мы еще вернемся к этому вопросу, а пока отметим, что черные чернила нужны для того, чтобы устранить цветовой оттенок, создаваемый неидеальным дозированием трех цветных чернил при воспроизведении ахроматичного изображения. С этой целью черный картридж добавлен во все офисные, т. е. обычные четырехцветные принтеры. Этой же цели служит и четвертая, черная краска в полиграфической печати. Черные чернила позволяют устранить несовершенство цветных красителей и облегчить настройку параметров печати, необходимых для нейтрально-серого воспроизведения ахроматического ряда. В струйных принтерах использование четвертого картриджа в дополнение к этому позволяет экономить цветные чернила и повысить скорость печати документов, не содержащих цветных деталей.

Вот и настало время осторожно разобраться с остальными цветами, используемыми в фотопринтерах. Теоретически их должно быть тоже четыре: светло-черный (серый), светло-голубой, светло-пурпурный и светло-желтый. Это все те же цвета, что и первичные, но только сильно разбавленные (разбеленные). Причина их появления на сцене связана с самим принципом струйной печати, при котором разные оптические плотности на бумаге создаются не разной концентрацией красителя, а изменением размера микрокапель, наносимых на единицу площади. При воспроизведении ярких участков изображения (там, где наносится мало чернил) капли концентрированных чернил наносятся далеко друг от друга, вызывая ощущение неравномерной, или зернистой, окраски. Наиболее характерно это видно на участках бледно-голубого неба и бледной кожи, цвет и текстура которых хорошо известны с детства каждому человеку. Разбавленные чернила позволяют устранить данный недостаток, т. к. наносимые из них более светлые микрокапли будут располагаться ближе друг к другу (а то и перекрывать одна другую), что даст равномерный цвет в ярких и потому хорошо различимых деталях изображения. На практике светло-желтый краситель не применяют по причине низкой резкостной (различительной) способности глаза в этой зоне спектра. К слову сказать, данный недостаток зрения удачно использован при сжатии файлов в формате JPEG, где синяя и красная составляющие изображения сжимаются, т. е. делаются менее резкими, безо всякого ущерба для визуального восприятия. Серый картридж, недавно появившийся в некоторых моделях струйных фотопринтеров, имеет в определенной степени «косметическое» назначение. В паре с более концентрированными основными черными чернилами он позволяет расширить диапазон и линеаризовать воспроизведения градаций серого на качественной глянцевой фотобумаге. Подведем предварительные итоги — в фотопринтере может быть до семи чернильниц, однако печатать он будет всего четырьмя цветами, выбирая из набора чернила, наиболее подходящие по концентрации, для равномерного нанесения на конкретную деталь изображения.

И вот два новых фотопринтера, в которые добавлены чернильницы с небывалыми ранее цветами чернил: красными и зелеными в принтерах Canon, и черными, красными и синими в принтерах Epson. Дополнительные черные чернила Epson называются «черные матовые» и предназначены для печати на матовой бумаге. Уже сам факт добавления двумя ведущими производителями чернил разного цвета вызывает вопрос — может быть, один из них ошибся и «поставил не на ту лошадь»? Вряд ли, все дело в спектральных характеристиках красителей, используемых разными производителями. «Чистые» цвета (красный, зеленый и синий) при субтрактивной печати получаются путем равного смешения двух красителей: красный от смешения желтого и пурпурного, зеленый — голубого и желтого, синий — голубого и пурпурного. Чистой, т. е. насыщенной, эту смесь можно назвать условно, что и отмечено кавычками. Варьируя спектральные характеристики красителей в смеси, можно улучшить воспроизведение красных, зеленых или синих цветов, но не всех одновременно. Потому и выбраны разные цвета у разных производителей.Копорация Canon считает, что добавление в модель i990 красного, а в модель i9950 красного и зеленого картриджей улучшает цветопередачу кадров, снятых на закате солнца и цветопередачу ярко-зеленой листвы, а Epson, добавив красный и синий картридж, считает, что тем самым улучшает воспроизведение кадров, снятых на закате и на рассвете (в сумерках). Не исключено, что вскоре появятся и девятицветные принтеры, имеющие полный набор первичных цветов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Исследуем, что же получилось на самом деле. Для этого распечатаем виртуальную семицветную шкалу (использованную ранее для тестирования фотопринтеров), построим кривые цветопередачи для всех семи цветов: серого, голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего. Предположительно, что первые четыре шкалы, в образовании которых новые красители не принимают участия, должны воспроизводиться точно так же, как и в обычном шестицветном принтере. На графиках представлены кривые, полученные при печати на фотопринтерах моделей Canon i950 (шестицветный) — Canon i990 (семицветный) и Epson C84 (четырехцветный) — Epson R800 (семицветный). Для того чтобы полнее проанализировать отличия, отпечатки выполнялись на глянцевой и матовой бумагах.


Сравнение Canon i990 с шестицветным принтером Canon i950 - глянцевая фотобумага


Сравнение Canon i990 с шестицветным принтером Canon i950 - матовая фотобумага

Как видно из кривых, на глянцевой бумаге не произошло больших изменений, но расширился диапазон воспроизведения, и кривые первичных цветов приблизились друг к другу. На матовой бумаге результат более внушительный — помимо улучшения воспроизведения ахроматической шкалы возросли и плотности в красной, зеленой и синей шкалах, уменьшился разбаланс между цветами и увеличился диапазон передачи чистых цветов. Напомним, что исходная шкала в самых ярких полях имеет максимально возможные для воспроизведения на компьютере значения чистых цветов: красный цвет — R%5, G=0, B=0; зеленый — R=0, G%5, B=0; синий — R=0, G=0, B%5.

Сравнение семицветного принтера Epson R800 c четырехцветным принтером Epson С84 выбрано потому, что обе эти модели используют инкапсулированные чернила, дающие матовое изображение. Но в модель Epson R800 добавлены синие и красные чернила, а также восьмой картридж, но не с чернилами, а с покрытием, образующим глянец, что позволяет печатать на нем фотографии на высококачественной глянцевой бумаге.

Поскольку нанесение глянца расширяет диапазон передачи цветов и позволяет пользоваться глянцевой бумагой, эту восьмую чернильницу тоже вполне можно причислить к цветообразующим.

На графике, сопоставляющем градационные характеристики этих двух моделей, видно, как расширился диапазон цветовоспроизведения при нанесении глянцевого покрытия, устраняющего диффузионное отражение света. В определенном смысле такое сравнение некорректно (из-за разного набора чернил), но показывает, насколько возросло качество печати в новых моделях фотопринтеров Epson, устраняющих одновременно оба недостатка чернил Durabrite: образование матовой поверхности и меньший цветовой охват. Особенно хорошо это видно на втором графике, где сопоставлены результаты «противозаконной» печати на глянцевой бумаге в принтере Epson C84 и абсолютно «законной» печати на глянцевой бумаге в принтере Epson R800.


Сравнение R800 UltraChrom с четырехцветным принтером Epson C84 - матовая фотобумага


Сравнение R800 UltraChrom с четырехцветным принтером Epson C84 - глянцевая фотобумага

Третье сравнение принтера Epson R800 сделано с шестицветным фотопринтером Epson 950, работающим на чернилах QuickDry, и показывает, что и здесь имеет место улучшение цветопередачи (но не такое значительное, как в первых двух случаях).


Сравнение R800 с шестицветным принтером Epson 950

Хотелось бы утешить владельцев как бы устаревших шестицветных фотопринтеров — эти принтеры, как и прежде, дают превосходное качество печати в 90—99,5% фотографий всевозможных сюжетов. Так происходит потому, что в природе практически отсутствуют чистые, насыщенные цвета и монохроматические источники света. Более того, разглядывая фотографии, снятые, например, в свете лазера, человек не в состоянии по памяти оценить цветовые искажения, т. к. видел лазерное освещение несколько раз в жизни, да и лазеры бывают разного цвета — откуда узнать, какой именно был использован при съемке. Исключениями из этого правила являются лишь хорошо знакомые цвета заката солнца, костра, буйной зелени, предрассветных сумерек, которые и воспроизводят новые восьмицветные фотопринтеры. Но и тут не все так плохо для шестицветных принтеров — зелень и закаты тоже бывают разными, и без парного сравнения (или сравнения с натурой) ошибку цветопередачи определить невозможно. Можно еще «усугубить» ситуацию тем, что и при парном сравнении отпечатков очень сложно сказать, какой из них точнее передает натуру — они просто разные, а дальше начинается сплошной субъективизм. Главным же «возмутителем спокойствия» является рассматривание изображений на мониторе, где действительно цвета чище, чем в отпечатке. Вот и хочется снять претензии экспертов по поводу несоответствия отпечатка и экранного изображения, хотя никто не доказал, что на экране изображение идентично снимаемой сцене. Определенную пользу новые цвета принесут фотохудожникам, практикующим намеренное искажение цвета в кадре с целью придания фотографии неожиданного цветового акцента. Им действительно необходимо, чтобы отпечаток как можно точнее передал все оттенки и цветовые эффекты, наложенные в графическом редакторе. Нужно ожидать, что дополнительные чернильницы вызовут некоторое удорожание расходных материалов, однако расходоваться нововведенные чернила будут пропорционально присутствию в фотографиях насыщенных цветов, а значит, их хватит намного дольше, чем остальных шести чернильниц.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: применение дополнительных чернил увеличивает цветовой охват фотопринтера и позволяет без искажений передавать чистые цвета спектра.

НЕДОСТАТКИ: повышение стоимости расходных материалов.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: качество цветопередачи струйной фотопечати еще сильнее приблизилось к качеству печати на светочувствительной фотобумаге.


Александр БЕРКЕНГЕЙМ.
Благодарим за предоставленные на тест принтеры
московские представительства компаний
Canon и Epson.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на comp.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Компьютеры и программы".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: